Тенденции в цифровой фотографии. (Вспышки)
24.09.2013 / 10:09

Тенденции в цифровой фотографии. (Вспышки)

Оцените материал
(0 голосов)

Тенденции в цифровой фотографии. (Вспышки)"В тенденции цифровой фотографии много света не бывает". Этим коротким, но ёмким определением выражена основная проблема, подстерегающая любого фотографа: от новичка до профессионала. При съёмке в лучах яркого июньского либо тусклого январского солнца ничего особенного от пользователя (или автоматики его камеры) не требуется.

Необходимо лишь, взяв за основу светочувствительность регистрирующего устройства - плёнки или ПЗС-матрицы - правильно рассчитать экспозицию (требуемое количество световой энергии) и обеспечить её при экспонировании (освещении регистрирующего устройства), оперируя выдержкой и диафрагмой.

Совершенно другая ситуация возникает при съёмке в помещении или в сумерках. Если светочувствительность регистрирующего устройства невелика (что особенно характерно для ПЗС-матриц, эквивалентная чувствительность которых равна примерно ISO 100), то для получения необходимой экспозиции нужна очень "длинная" выдержка. Это, в свою очередь, приводит к двум неприятным последствиям.

Во-первых, при выдержках длительностью свыше 1/60 секунды значительно возрастает риск "сдёрнуть" кадр - малейшее шевеление камеры в руках фотографа в процессе экспонирования приводит к "смазыванию" регистрируемого изображения. Во-вторых, в ПЗС-матрицах наблюдается такое неприятное явление, как тепловой шум (thermal noise), вызванный хаотичным движением носителей заряда внутри ПЗС-элемента даже тогда, когда сенсор обесточен.

При съёмке с "длинной" выдержкой блуждающие электроны постепенно накапливаются в ПЗС-элементе, искажая истинное значение его заряда, причём их количество тем больше, чем продолжительнее интервал экспонирования. Именно эти паразитные заряды являются причиной разноцветных точек, раскиданных по всему кадру, снятому с большой выдержкой.

Конечно, при наличии мощных источников света вышеописанные проблемы легко решаемы. Однако такие осветительные приборы очень громоздкие, потребляют уйму энергии и колоссально дорогие. Впрочем, есть способ не прибегать к такого рода технике. Дело в том, что нет никакой необходимости освещать объект съёмки постоянным светом. Вполне достаточно дополнительное освещение, длящееся в промежутке, сравнимом с продолжительностью экспонирования. Фактически, речь идёт о долях секунды, то есть о рабочих интервалах импульсных источников света.

Самым ранним устройством такого типа являлась магниевая вспышка, которая закономерно ассоциируется с крупноформатной камерой - деревянным ящиком, снимающим на фотопластинки размером 18X24 см. Однако со временем этот простейший импульсный осветитель уступил место более совершенным конструкциям.

Вначале появилась лампа-вспышка - одноразовое устройство, представлявшее собой стеклянную колбу, заполненную кислородом и алюминиевым или магниево-циркониевым "фитилём" в виде фольги либо мотка тончайшей проволоки. Когда на "фитиль" подавалось напряжение порядка полутора вольт, фольга или проволока воспламенялась, а благодаря кислородной атмосфере горение сопровождалось яркой вспышкой.

При этом цветовой оттенок светового импульса характеризовался смещением в красную, "тёплую" область спектра. Продолжительность свечения не превышала 1/50 секунды, при этом воспламенение происходило не сразу, а с задержкой от 1/30 до 1/60 секунды. Поэтому в конструкцию фотоаппарата, рассчитанного на применение совместно с лампой-вспышкой, вводится специальный замедлитель, обеспечивающий задержку срабатывания затвора. Иногда колбы объединялись в "кубик", разделённый на четыре части вертикальными светонепроницаемыми перегородками.

При фотографировании перед каждым новым кадром "кубик" последовательно поворачивали на 90 градусов горизонтальной гранью к объекту съёмки - таким образом, его хватало на четыре вспышки. Особенность конструкции этих устройств принципиально не позволяет регулировать длительность свечения и, соответственно, интенсивность освещения. Поэтому импульсные осветители данного типа могли использоваться только в ручном режиме, при котором пользователь должен знать ведущее число вспышки, чувствительность регистрирующего элемента и дистанцию съемки.

Под ведущим числом вспышки подразумевается величина, измеряемая в футах либо метрах. Число это является константой, приводится для некоторой чувствительности (как правило, ISO 100), и равняется произведению диафрагмы на дальность действия. Таким образом, ведущее число определяет эффективную дистанцию светового импульса при разных значениях диафрагменного числа, например, при диафрагме f/2.0 для определения максимальной дальности освещения ведущее число следует разделить пополам. Изменение чувствительности также влияет на расчёты. Рост чувствительности в N раз приводит к увеличению ведущего числа на величину "корень квадратный из N", например, если чувствительность выросла в два раза, то ведущее число станет больше в 1,41 раза.

После того, как нажата кнопка "спуск", импульсный осветитель, работающий в ручном режиме, обеспечивает одинаковое для каждого раза количество световой энергии. Поэтому пользователь ограничивает объём попадающего на регистрирующее устройство света посредством диафрагмы, исходя из ведущего числа, расстояния до объекта съёмки и светочувствительности (ПЗС-матрицы либо плёнки), которые обязательно должны быть ему известны.

Для подключения импульсного осветителя, используемого в ручном режиме, применяются одноконтактные разъёмы - кабельное гнездо, именуемое "синхроконтактом", и специальная колодка на верхней панели фотоаппарата, предназначенная для непосредственной установки вспышки и именуемая "башмак". Для более надёжной фиксации импульсного осветителя к "башмаку" используются зажимы различных конструкций, чаще всего - винтовые.

Оставьте свой комментарий

Читатели рекомендуют

На Украине продаётся ноутбук Lenovo Idea…

На Украине продаётся ноутбук Lenovo IdeaPad 100

Теперь становится возможным приобрести на Украине ноутбук  Lenovo IdeaPad 100. Этот компьютер выведен компанией на украинский рынок в качестве доступного гаджет...

Продажи iPhone 6 чрезвычайно высоки

Продажи iPhone 6 чрезвычайно высоки

Коммуникаторы iPhone 6 от компании Apple пользуются большим спросом. Повышенное внимание покупателей к модели явилось неожиданным для разработчиков устройства. ...

Вопрос дня

Мобильный телефон для Вас – это…

Фототовары

Обзор электронных книг